Ситуативное лидерство и активное следование: новый взгляд на подготовку медицинских кадров

Современные подходы к лидерству в здравоохранении всё чаще акцентируют внимание на командной работе, однако роль последователей — тех, кто взаимодействует с лидерами — по-прежнему остаётся недооценённой. В опубликованной в Innovations in Pharmacy статье Патрика Галлегоса (University of Texas at El Paso, UTEP), Мухаммада Салара Риаза (University of British Columbia) и Майкла Питерса (University of Toledo) проведён систематический обзор литературы, посвящённой лидерству и следованию в образовании медицинских профессий.

Цель исследования заключалась в том, чтобы выявить, как концепции лидерства и последователей представлены в научной литературе, касающейся подготовки специалистов в области здравоохранения. Авторы провели систематический поиск по базам данных PubMed, Google Scholar и ERIC, включив 81 статью, соответствующую критериям: публикации на английском языке, касающиеся образования в сфере здравоохранения и содержащие упоминания о следовании (followership).

Основные результаты показали, что хотя почти все статьи подчеркивают практическую значимость взаимодействия между лидерами и последователями, акцент в основном делается на качествах и функциях лидеров. Среди ключевых лидерских характеристик упоминаются: стратегическое мышление, делегирование, общение и формирование команд. Характеристики последователей — такие как ответственность, инициативность, лояльность — обсуждаются реже и в меньшей степени теоретически обоснованы.

Авторы подчёркивают, что лидерство и следование — это динамичные роли, которые могут меняться в зависимости от ситуации. Один и тот же специалист может выступать как лидер в одних условиях (например, при принятии клинического решения), и как последователь — в других (например, при выполнении командных задач). Такие переходы особенно характерны для мультидисциплинарных команд в клинической и образовательной среде.

Обзор также обращает внимание на недостаточное теоретическое развитие концепции последователей. В частности, авторы ссылаются на теорию Келлермана, где последователи классифицируются по степени вовлечённости, а также на теории социального конструктивизма и комплексного лидерства, в которых подчёркивается активная роль последователей в создании организационной культуры.

Выводы исследования подчёркивают необходимость более сбалансированного подхода к обучению лидерству в медицинских профессиях: эффективные системы здравоохранения требуют как квалифицированных лидеров, так и осознанных, ответственных последователей. Системы подготовки кадров должны учитывать обе роли и развивать соответствующие компетенции на всех уровнях профессионального образования.

kkҚазақ тілі